235 лет назад родился один из самых выдающихся создателей Севастополя и Черноморского Флота.
Дата: 14.09.2010 г.
165 лет назад в 1845 году не стало выдающегося военного и гражданского деятеля, оставившего значительный след в истории Севастополя и остальной России. Шотландец по происхождению, позже перешедший в подданство России, Алексей Самуилович Грейг сыграл ключевую роль в становлении Черноморского Флота как современной боеспособной силы в начале 19-го века. Так же благодаря его таланту и организаторским способностям Севастополь превратился в первоклассную морскую крепость и красивый приморский город. Именно тогда здесь появились знаменитые севастопольские батареи, верфи и доки. Обрусевший шотландец, сын знаменитого вице-адмирала Самуила Карловича Грейга, героя Чесмы, заложил на черноморских берегах основу военно-морской школы России, породившей таких величайших флотоводцев как Лазарев, Нахимов, Корнилов и др. Адмирал А.С.Грейг положил начало научного изучения Херсонеса - в 1827 году по его инициативе были проведены первые раскопки древнего города.
Алексей Самуилович Грейг 1775-1845, Адмирал. Алексей Самуилович родился в семье С.К. Грейга - известного флотоводца эпохи Екатерины II. При крещении новорожденного императрица и граф А.Орлов-Чесменский были его крестными родителями. В уважение заслуг отца и с верой, что сын продолжит его дело, Екатерина пожаловала младенца чином мичмана.
Первоначальное образование Алексей получил под руководством отца, затем тот отправил 10-летнего сына учиться морской практике в Англию. В 1788 г. юноша вернулся на родину и некоторое время плавал на корабле "Мстислав". Императрица, продолжая покровительствовать над детьми Грейга, произвела юношу в капитан-лейтенанты. По завещанию умершего Грейга-старшего Алексей вновь отправился в Англию и до 1796 г. проходил там нелегкую морскую службу на кораблях всех классов, плавал в Атлантическом и Тихом океанах. По возвращении, имея отличные рекомендации командиров британского флота, произведен Павлом 1 в капитаны 2-го ранга.
Первоначальное образование Алексей получил под руководством отца, затем тот отправил 10-летнего сына учиться морской практике в Англию. В 1788 г. юноша вернулся на родину и некоторое время плавал на корабле "Мстислав". Императрица, продолжая покровительствовать над детьми Грейга, произвела юношу в капитан-лейтенанты. По завещанию умершего Грейга-старшего Алексей вновь отправился в Англию и до 1796 г. проходил там нелегкую морскую службу на кораблях всех классов, плавал в Атлантическом и Тихом океанах. По возвращении, имея отличные рекомендации командиров британского флота, произведен Павлом 1 в капитаны 2-го ранга.
«Истребление турецких кораблей отрядом контр-адмирала Грейга» картинаВ. Б. Броневского
В 1814-1816 годах Грейг находился в Санкт-Петербурге. В это время он перешел в подданство России. Очевидно, этот шаг позволил поручить вице-адмиралу особую задачу: восстановить Черноморский флот, боеспособность которого заметно упала за последние годы. 2 марта 1816 года А.С. Грейга назначили главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором Николаева и Севастополя.
В начале столетия флот не отвечал своему назначению. Вице-адмирал начал с научной организации дела. Он учредил при Черноморском адмиралтейском департаменте распорядительную часть, занимавшуюся перепиской, создал Артиллерийское управление, улучшил Депо карт, придав ему типографию и художников-граверов из числа моряков, ввел должности начальников отделений, усовершенствовал канцелярское дело и добился перевода архива Черноморского флота из столицы в Николаев, чем сократил переписку. В 1826 году флотоводец впервые в практике России создал штаб флота для организации боевой подготовки и разработки планов действия в военное время. Опираясь на организацию и подготовленных помощников, Грейг за несколько лет преобразовал все отрасли флота.
Вице-адмирал избрал в качестве базы судостроения Николаев. К 1832 году здесь на пяти верфях было 11 эллингов, из которых 9 соорудили при Грейге. На верфях была введена механизация. Не был забыт и Херсон, где заложили Спасское адмиралтейство, на котором с 1828 года по подряду строили корабли для Черноморского флота, в том числе линейные и фрегаты. В городе был основан литейный завод, отливавший необходимые детали для флота; на Херсонском канатном заводе также применили паровую машину, в Богоявленске парусная фабрика давала парусину высшего качества.
С 1818 года Грейг ходатайствовал о постройке в Севастополе сухих доков для ремонта кораблей, чтобы избежать килевания. Разрешение было получено в 1827 году, начались работы. Завершены они были уже при новом главном командире и потому получили наименование Лазаревского адмиралтейства. Новое адмиралтейство было создано в Измаиле, на реке Репиде - там строили суда Дунайской флотилии.
При Грейге было построено много малых судов, которые требовались для посыльной и крейсерской службы; они давали возможность молодым офицерам пройти школу самостоятельного командования. Моряк разработал проект канонерских лодок для Дунайской флотилии, предложил использовать на реке иолы.
Уже в 1820 году, через три года после появления первого парового судна на Балтике, в Николаеве построили пароход “Везувий” для портовой службы. В 1825 году был спущен в Николаеве первый в России военный пароход “Метеор”, в 1826 году - пароход “Молния”. Всего при Грейге были построены 5 и куплены 2 парохода.
По мере восстановления верфей появилась возможность строить линейные корабли и фрегаты. Грейг задумывал их с усиленной артиллерией, добиваясь высокого качества строительства, чтобы дорогие корабли могли служить эффективно и долго. Отказавшись от французских проектов с малой прочностью и остойчивостью, он предпочел использовать более совершенные английские образцы, предложил использовать созданный Ф. Чапманом и развитый А.С. Грейгом и К. Кнорре“параболический” метод проектирования. На основе этого метода, с применением диагональных креплений, были построены многие черноморские суда различных классов. В Николаеве построили первый на Черном море 120-пушечный корабль “Варшава”, спроектированный Грейгом. Современники отмечали, что это было лучшее творение адмирала. В 1822 году в Херсоне был спущен первый в России 60-пушечный фрегат “Штандарт”; почти все последующие построенные при Грейге фрегаты - всего 7 - были того же класса. При недостатке средств на постройку кораблей фрегаты могли заменить их в линии и одновременно служить для крейсерской службы. Кроме того, строили транспорты для перевозки войск. Меры, принятые Грейгом, позволили резко увеличить численность судов. За время правления адмирала только Николаевское адмиралтейство выпустило 125 боевых судов (не считая портовых) - в шесть раз больше, чем за предшествующие 23 года своего существования.
В начале столетия флот не отвечал своему назначению. Вице-адмирал начал с научной организации дела. Он учредил при Черноморском адмиралтейском департаменте распорядительную часть, занимавшуюся перепиской, создал Артиллерийское управление, улучшил Депо карт, придав ему типографию и художников-граверов из числа моряков, ввел должности начальников отделений, усовершенствовал канцелярское дело и добился перевода архива Черноморского флота из столицы в Николаев, чем сократил переписку. В 1826 году флотоводец впервые в практике России создал штаб флота для организации боевой подготовки и разработки планов действия в военное время. Опираясь на организацию и подготовленных помощников, Грейг за несколько лет преобразовал все отрасли флота.
Вице-адмирал избрал в качестве базы судостроения Николаев. К 1832 году здесь на пяти верфях было 11 эллингов, из которых 9 соорудили при Грейге. На верфях была введена механизация. Не был забыт и Херсон, где заложили Спасское адмиралтейство, на котором с 1828 года по подряду строили корабли для Черноморского флота, в том числе линейные и фрегаты. В городе был основан литейный завод, отливавший необходимые детали для флота; на Херсонском канатном заводе также применили паровую машину, в Богоявленске парусная фабрика давала парусину высшего качества.
С 1818 года Грейг ходатайствовал о постройке в Севастополе сухих доков для ремонта кораблей, чтобы избежать килевания. Разрешение было получено в 1827 году, начались работы. Завершены они были уже при новом главном командире и потому получили наименование Лазаревского адмиралтейства. Новое адмиралтейство было создано в Измаиле, на реке Репиде - там строили суда Дунайской флотилии.
Смотрите также
- Издание книги "Адмирал М.П. Лазарев. Роль личности в истории России"
- 100-летие великого флотоводца Сергея Горшкова
- 14 лет назад не стало великого хранителя и защитника духа Севастополя - Геннадия Черкашина
- Книга Бриг "Меркурий"
- Впервые опубликованы 150 уникальных фотографий Черноморского флота периода Первой мировой войны
При Грейге было построено много малых судов, которые требовались для посыльной и крейсерской службы; они давали возможность молодым офицерам пройти школу самостоятельного командования. Моряк разработал проект канонерских лодок для Дунайской флотилии, предложил использовать на реке иолы.
Уже в 1820 году, через три года после появления первого парового судна на Балтике, в Николаеве построили пароход “Везувий” для портовой службы. В 1825 году был спущен в Николаеве первый в России военный пароход “Метеор”, в 1826 году - пароход “Молния”. Всего при Грейге были построены 5 и куплены 2 парохода.
По мере восстановления верфей появилась возможность строить линейные корабли и фрегаты. Грейг задумывал их с усиленной артиллерией, добиваясь высокого качества строительства, чтобы дорогие корабли могли служить эффективно и долго. Отказавшись от французских проектов с малой прочностью и остойчивостью, он предпочел использовать более совершенные английские образцы, предложил использовать созданный Ф. Чапманом и развитый А.С. Грейгом и К. Кнорре“параболический” метод проектирования. На основе этого метода, с применением диагональных креплений, были построены многие черноморские суда различных классов. В Николаеве построили первый на Черном море 120-пушечный корабль “Варшава”, спроектированный Грейгом. Современники отмечали, что это было лучшее творение адмирала. В 1822 году в Херсоне был спущен первый в России 60-пушечный фрегат “Штандарт”; почти все последующие построенные при Грейге фрегаты - всего 7 - были того же класса. При недостатке средств на постройку кораблей фрегаты могли заменить их в линии и одновременно служить для крейсерской службы. Кроме того, строили транспорты для перевозки войск. Меры, принятые Грейгом, позволили резко увеличить численность судов. За время правления адмирала только Николаевское адмиралтейство выпустило 125 боевых судов (не считая портовых) - в шесть раз больше, чем за предшествующие 23 года своего существования.
Под руководством Грейга впервые в России была спроектирована морская паровая землечерпательная машина. Благодаря очистке ингульского и очаковского фарватеров можно было отказаться от камелей и отправлять корабли из Николаевского адмиралтейства с полным парусным вооружением своим ходом, так же как и возвращать обратно для ремонта.
Грейг не только увеличивал численность флота, но и добивался качества постройки, вносил многочисленные усовершенствования, увеличивавшие срок службы кораблей. Серьезное внимание он обращал на главное оружие кораблей - артиллерию. Зная, что пушки Луганского завода часто разрывает, он заказывал орудия на Олонецком заводе.
В 1825 году из 15 черноморских кораблей в строю были 10, тогда как на Балтике - всего 5, что свидетельствует о качестве кораблестроения. Немудрено, что когда вступивший на престол Николай I создал Комитет для образования флота, его членом стал вице-адмирал Грейг.
Увеличение числа плаваний для перевозки войск и грузов в разные пункты побережья потребовало организации навигационного обеспечения безопасного судоходства. По инициативе Грейга были выпущены достоверные карты и лоции Черного и Азовского морей, построены несколько маяков, установлены навигационные знаки. Развивались линии оптического телеграфа.
Понимая важность обороны главной базы флота, Грейг добился постройки в 1821-1827 годах батарей с ядрокалильными печами на входных мысах Севастопольской бухты. Он разработал план постройки оборонительных сооружений для защиты города с суши. Однако средства не были выделены, и Севастополь пришлось укреплять в 1854 году уже после вторжения неприятеля в Крым. Судьба города в результате осады союзных войск вполне объясняет, почему Грейг являлся твердым противником перевода всего управления и кораблестроения из Николаева в Крым. Благодаря его стойкости удалось сохранить после Крымской войны основные верфи, мастерские и систему администрации, без которых не было бы возможности восстановить флот.
Совершая регулярные плавания с эскадрами, Грейг готовил моряков. По его инициативе в Николаеве было расширено Штурманское и создано Артиллерийское училища. Грейг нередко сам посещал учебные заведения, участвовал в экзаменах будущих офицеров. Он ввел порядок, при котором по каждой дисциплине экзаменовал специалист, тогда как раньше экзамены по всем предметам доверяли одному преподавателю. Для офицеров адмирал организовал в Николаеве курсы повышения квалификации. Желающие могли заниматься в Николаевской астрономической обсерватории. Грейг приобщал офицеров к занятиям метеорологией и астрономией, снабжал их необходимыми инструментами и поручал вести метеорологические журналы. Наиболее способных офицеров отправляли за границу и на российские предприятия для совершенствования в специальности.
Грейг не только увеличивал численность флота, но и добивался качества постройки, вносил многочисленные усовершенствования, увеличивавшие срок службы кораблей. Серьезное внимание он обращал на главное оружие кораблей - артиллерию. Зная, что пушки Луганского завода часто разрывает, он заказывал орудия на Олонецком заводе.
В 1825 году из 15 черноморских кораблей в строю были 10, тогда как на Балтике - всего 5, что свидетельствует о качестве кораблестроения. Немудрено, что когда вступивший на престол Николай I создал Комитет для образования флота, его членом стал вице-адмирал Грейг.
Увеличение числа плаваний для перевозки войск и грузов в разные пункты побережья потребовало организации навигационного обеспечения безопасного судоходства. По инициативе Грейга были выпущены достоверные карты и лоции Черного и Азовского морей, построены несколько маяков, установлены навигационные знаки. Развивались линии оптического телеграфа.
Понимая важность обороны главной базы флота, Грейг добился постройки в 1821-1827 годах батарей с ядрокалильными печами на входных мысах Севастопольской бухты. Он разработал план постройки оборонительных сооружений для защиты города с суши. Однако средства не были выделены, и Севастополь пришлось укреплять в 1854 году уже после вторжения неприятеля в Крым. Судьба города в результате осады союзных войск вполне объясняет, почему Грейг являлся твердым противником перевода всего управления и кораблестроения из Николаева в Крым. Благодаря его стойкости удалось сохранить после Крымской войны основные верфи, мастерские и систему администрации, без которых не было бы возможности восстановить флот.
Совершая регулярные плавания с эскадрами, Грейг готовил моряков. По его инициативе в Николаеве было расширено Штурманское и создано Артиллерийское училища. Грейг нередко сам посещал учебные заведения, участвовал в экзаменах будущих офицеров. Он ввел порядок, при котором по каждой дисциплине экзаменовал специалист, тогда как раньше экзамены по всем предметам доверяли одному преподавателю. Для офицеров адмирал организовал в Николаеве курсы повышения квалификации. Желающие могли заниматься в Николаевской астрономической обсерватории. Грейг приобщал офицеров к занятиям метеорологией и астрономией, снабжал их необходимыми инструментами и поручал вести метеорологические журналы. Наиболее способных офицеров отправляли за границу и на российские предприятия для совершенствования в специальности.
Многочисленные нововведения пошли на пользу флоту. Когда в 1833 году Грейга перевели в столицу, он сдал флот М.П. Лазареву в гораздо лучшем состоянии, чем принимал. За успешное руководство флотом Грейг уже в 1818 году был награжден орденом Св. Александра Невского, в 1821 году - бриллиантовыми знаками к этому ордену, в 1827 году - орденом Св. Владимира 1-й степени.
В русско-турецкой войне 1828-1829 годов черноморцы показали, что флот боеспособен. Первым важнейшим пунктом атаки флота стала Анапа. 2 мая Грейг с эскадрой доставил к крепости 5-тысячные войска контр-адмирала А.С. Меншикова, которые начали осаду. Основной огневой мощью явились корабли эскадры. С 7 мая они начали обстреливать крепость. Попытки турецких вылазок, поддержанных тысячами горцев, были отбиты русскими. Штурм Анапы, намеченный на 10 июня, не состоялся: турки пошли на переговоры и 12 июня капитулировали.
Важнейшей целью на пути к Константинополю избрали Варну, ибо взять крепость мог помочь флот. Крейсировавшая в районе мыса Калиакра - Созопола эскадра вице-адмирала Мессера в мае-июле не допускала переброски неприятелем подкреплений к Варне - сильной крепости с гарнизоном в 12 000 человек. Попытка 4-тысячного отряда начать осадные работы с суши 1 июля были отражены обороняющимися. Но 21 июля эскадра Грейга доставила в Каварну 10-тысячный отряд вице-адмирала А.С. Меншикова; эти войска на следующий день взяли Варну в осаду. 26 июля 22 русских гребных судна истребили 14 турецких, прикрывавших крепость с моря, что позволило русским кораблям с 26 июля по 29 сентября обстреливать крепость, в которую из-за слабости блокирующих сил турки смогли провести с юга 12 000 подкрепления. 7 августа крепость обстреляли главные силы флота; из-за мелководия корабли стреляли по одному с дистанции пять кабельтов; тем не менее удалось подавить огонь приморского бастиона. 28 августа, после прибытия гвардейского корпуса, осада стала более тесной, войска успешно отражали попытки деблокировать крепость изнутри и извне. 25 сентября начался штурм Варны, причем основной удар нанесли по приморскому бастиону. Турки выдержали штурм, однако 29 сентября капитулировали, лишившись надежды на помощь.
20 июля 1828 года за взятие Анапы Грейга произвели в адмиралы, за взятие Варны - наградили орденом Св. Георгия 2-й степени. В следующем году русские моряки овладели цепью крепостей на берегу Болгарии (Месемврия, Ахиолло, Инада, Мидия, Сан-Стефано, Бургас, Сизополь), блокировали Босфор.
Успех флота в немалой степени способствовал заключению выгодного для России Адрианопольского договора.
После войны Грейг продолжал преобразования. В 1829-1830 годах были введены в строй в Николаеве мортонов эллинг, эллинг для кораблей и эллинг для фрегатов, открыто уездное училище. Однако с 1830 года адмиралу пришлось отбиваться от нападок клеветников, что снизило его энтузиазм. Назначенный председателем Комитета по улучшению флота при Главном морском штабе, Грейг руководил его заседаниями в Санкт-Петербурге с 24 октября 1830 по 23 мая 1831 года. Он оставался еще главным командиром Черноморского флота, но фактически руководство перешло к начальнику штаба М.П. Лазареву. Комитет рассматривал многочисленные предложения известных моряков по совершенствованию различных направлений морской службы. Немало предложений самого Грейга, опробованных на Черном море, было рекомендовано внедрить во всем флоте.
В русско-турецкой войне 1828-1829 годов черноморцы показали, что флот боеспособен. Первым важнейшим пунктом атаки флота стала Анапа. 2 мая Грейг с эскадрой доставил к крепости 5-тысячные войска контр-адмирала А.С. Меншикова, которые начали осаду. Основной огневой мощью явились корабли эскадры. С 7 мая они начали обстреливать крепость. Попытки турецких вылазок, поддержанных тысячами горцев, были отбиты русскими. Штурм Анапы, намеченный на 10 июня, не состоялся: турки пошли на переговоры и 12 июня капитулировали.
Важнейшей целью на пути к Константинополю избрали Варну, ибо взять крепость мог помочь флот. Крейсировавшая в районе мыса Калиакра - Созопола эскадра вице-адмирала Мессера в мае-июле не допускала переброски неприятелем подкреплений к Варне - сильной крепости с гарнизоном в 12 000 человек. Попытка 4-тысячного отряда начать осадные работы с суши 1 июля были отражены обороняющимися. Но 21 июля эскадра Грейга доставила в Каварну 10-тысячный отряд вице-адмирала А.С. Меншикова; эти войска на следующий день взяли Варну в осаду. 26 июля 22 русских гребных судна истребили 14 турецких, прикрывавших крепость с моря, что позволило русским кораблям с 26 июля по 29 сентября обстреливать крепость, в которую из-за слабости блокирующих сил турки смогли провести с юга 12 000 подкрепления. 7 августа крепость обстреляли главные силы флота; из-за мелководия корабли стреляли по одному с дистанции пять кабельтов; тем не менее удалось подавить огонь приморского бастиона. 28 августа, после прибытия гвардейского корпуса, осада стала более тесной, войска успешно отражали попытки деблокировать крепость изнутри и извне. 25 сентября начался штурм Варны, причем основной удар нанесли по приморскому бастиону. Турки выдержали штурм, однако 29 сентября капитулировали, лишившись надежды на помощь.
20 июля 1828 года за взятие Анапы Грейга произвели в адмиралы, за взятие Варны - наградили орденом Св. Георгия 2-й степени. В следующем году русские моряки овладели цепью крепостей на берегу Болгарии (Месемврия, Ахиолло, Инада, Мидия, Сан-Стефано, Бургас, Сизополь), блокировали Босфор.
Успех флота в немалой степени способствовал заключению выгодного для России Адрианопольского договора.
После войны Грейг продолжал преобразования. В 1829-1830 годах были введены в строй в Николаеве мортонов эллинг, эллинг для кораблей и эллинг для фрегатов, открыто уездное училище. Однако с 1830 года адмиралу пришлось отбиваться от нападок клеветников, что снизило его энтузиазм. Назначенный председателем Комитета по улучшению флота при Главном морском штабе, Грейг руководил его заседаниями в Санкт-Петербурге с 24 октября 1830 по 23 мая 1831 года. Он оставался еще главным командиром Черноморского флота, но фактически руководство перешло к начальнику штаба М.П. Лазареву. Комитет рассматривал многочисленные предложения известных моряков по совершенствованию различных направлений морской службы. Немало предложений самого Грейга, опробованных на Черном море, было рекомендовано внедрить во всем флоте.
В 1833 году адмирала определили членом Государственного совета. И в этом качестве он активно работал, готовил документы и выступал по различным вопросам, состоял председателем комиссий военных и морских дел, законов и законодательства, экономики, гражданских дел, польских дел и др. В частности, в 1834-1835 годах он был членом Комиссии по сокращению расходов при Государственном совете. У него оставалось больше времени заниматься астрономией. В 1834 году Грейга избрали председателем Комиссии по строительству Пулковской обсерватории. Крупнейшую в мире обсерваторию на Пулковских высотах в 20 километрах от Петербурга торжественно открыли 7 августа 1839 года. За заслуги в ее сооружении Грейгу была объявлена высочайшая благодарность. Обсерватория вскоре стала астрономической столицей мира.
Памятник адмиралу Грейгу. Николаев 1918г. Фотооткрытка.
(Памятник поставлен в 1873 г. Снят большевиками в 1922 г.)
(Памятник поставлен в 1873 г. Снят большевиками в 1922 г.)
А.С. Грейг скончался 18 января 1845 года на 70-м году жизни и похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Магистрат Николаева постановил считать Грейга за заслуги в развитии города “вечным гражданином”. Жители в его честь поставили в 1873 году памятник, выполненный по проекту М.О. Микешина известным скульптором А.М. Опекушиным. Памятник не сохранился. Но имя флотоводца осталось на карте. Российские мореплаватели в его честь назвали мыс Грейга в Бристольском заливе Берингова моря и остров Грейга в Тихом океане, в архипелаге Россиян.
Просмотров 4420
« Со дня рождения адмирала Лазарева исполнилось 222 года | Он для меня — живой классик, типа Толстого или Чехова! » |
---|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.