Возрождение Черноморского флота уже реальность

Дата: 13.05.2011 г.
]]>Печать]]> E-mail
11356-ava-570.jpg13 мая отмечается день Черноморского флота России. 228 лет назад 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Федора Клокачева. В данной статье представлен авторский взгляд на перспективы Черноморского флота в ближайшем будущем.


«Великие мировые державы должны участвовать и в международных комбинациях,
они не могут отказаться от права голоса в разрешении мировых событий. 
Флот - это тот рычаг,  который дает возможность  осуществить  это право,
это необходимая принадлежность всякой великой державы,  обладающей морем»

П.А. Столыпин

«России  нужна реальная морская сила, на которой могла бы быть
 основана неприкосновенность ее морских границ и  на которую могла
 бы опереться независимая политика, достойная  великой державы...
»
А.В. Колчак 

          В апреле 2010 года в Харькове состоялась историческая встреча Януковича и Медведева, на которой было подписано соглашение о продлении базирования Черноморского Флота России на своей основной базе в городе Сеастополе. Кроме огромного геополитического значения для наших стран, это соглашение также открывает новою эру в истории Черноморского Флота и Севастополя, чья судьба неразрывно связана с ним с момента основания в 1783 году.
Будучи региональным лидером и мощным центром влияния Причерноморья, Россия нуждается в сильном флоте для опоры в проведении внешнеполитичекого курса и реализации своих интересов в этом регионе. Через Черное море проходит множество торговых и транзитных путей, которые играют ключевую роль в развитии юга России. Здесь находится крупнейший грузовой порт нашей страны -  Новороссийск. По дну Черного моря должен быть проложен стратегически важный газопровод «Южный поток». Сегодня России в Причерноморье нужен флот способный установить баланс сил с ключевыми игроками региона для достижения стабильности, обеспечения безопасности экономической деятельности и исключения силового давления со стороны других стран. При этом слабость экономики не позволяет приступить к масштабному строительству кораблей и объектов базирования. Поэтому на данном этапе приоритетной задачей является поддержка боеготовности существующих сил и сохранение флотской школы, а в масштабах страны обеспечение развития инженерно-конструкторской, промышленной и технологической базы. Другими словами, нужно сохранить бесценные кадры и развить технологии для грядущего полномасштабного строительства флота по достижению необходимого экономического потенциала.
До подписания Харьковских соглашений, когда проводилась политика мягкого выдавливания Черноморского флота с территории Украины, флоту приходилось функционировать в условиях, сильно ограничивавших его возможности по поддержанию боеготовности. Оранжевый Киев не упускал ни одной возможности вставить палки в колеса в прямом и переносном смыслах. Украинская милиция производила задержания матросов и офицеров под предлогом проверки паспортного режима, автомобильная инспекция препятствовала передвижению по городу флотского транспорта, в том числе перевозившего вооружения для кораблей. Были активизированы усилия украинских спецслужб по давлению на российских военнослужащих для привлечения их к информаторской работе, а так же проведению информационных диверсий с целью дискредитации флота. Но не зря русский моряк всегда славился флотской смекалкой и находчивостью. Офицеры Черноморского флота в очередной раз показали свой профессионализм и проявили высокие моральные качества, сохраняя боеготовность флота и выполняя поставленные задачи в сложившихся тогда условиях. Так, например, в августе 2008 года, в разгар грузино-российского вооруженного конфликта, тогда еще президент Украины, Ющенко своими указами отменил уведомительный порядок пересечения украинской границы военнослужащими, кораблями и самолетами ЧФ России, заменив его на разрешительный. Российская сторона должна была за 72 часа уведомлять Генштаб ВС Украины о намерении пересечь украинскую границу, после чего Киев мог дать разрешение на перемещение. Тогда наши офицеры стали направлять запрос на выход абсолютно всех единиц флота каждые 72 часа, нейтрализуя таким образом действие указа «вождя» оранжевой революции. Поддерживая грузинскую агрессию, Ющенко всячески старался ограничить боеспособность Черноморского флота вплоть до угроз применения силы для не допущения возвращения кораблей в место их постоянного базирования - Севастополь. Так, например, после выполнения боевых задач у берегов Грузии, при заходе в бухту малого ракетного корабля «Мираж», на внутреннем рейде его встречал ракетный катер ВМСУ «Каховка». Какой приказ был отдан оранжевым Киевом командиру украинского судна не известно, но ему, как офицеру, хватило мужества не допустить возникновения горячего конфликта между братскими народами России и Украины. События того времени еще раз убедительно показали, что не смотря на авантюризм властьпридержащих в деле реализации своих сиюминутных политических интересов, им не удалось и никогда не удастся стереть историческую память наших народов и погрузить их во тьму противостояния и братоубийства.

Несмотря на многочисленные трудности, флот не только выполнил боевые задачи у побережья Кавказа в августе 2008-го, но и реализовал планы учебно-боевой подготовки и сохранили боеспособность кораблей.  Это еще раз подтвердили учения, состоявшиеся осенью 2010-го года в районах Новороссийской военно-морской базы и в районе полигона "Опук" в Крыму, в которых приняли участие свыше 20 надводных кораблей. Две группировки кораблей, действуя во взаимодействии с авиационными группами, соединениями береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты, выполнили ракетные и артиллерийские стрельбы,  решили задачи по противовоздушной обороне отряда десантных кораблей с выполнением зенитных и ракетных стрельб. Также была  произведена высадка тактического морского и воздушного десантов на необорудованное побережье условного противника.
Несмотря на возраст кораблей и многие другие проблемы, Черноморский флот продолжает защищать южные рубежи славянских государств. Значит, продолжает работать школа офицерских кадров, в лучших традициях, заложенных на Черном море еще в Российской империи выдающимися русскими адмиралами Ушаковым, Грейгом, Лазаревым, Нахимовым и другими. Несмотря на то, что во времена Советского Союза и современной России из всех флотов Черноморский всегда имел третьестепенное значение и даже в шутку назывался советскими моряками «чи флот, чи не флот», именно он всегда был впереди по реальному боевому опыту. В зонах его ответственности - в Причерноморье и Средиземноморье, сосредоточены многие горячие и потенциальные конфликты. Так, например, в феврале 1988 года корабли Черноморского флота выдворили из советских территориальных вод в районе Фороса американские военные корабли - ракетный крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон". В 1974 году отряд кораблей КЧФ выполнил сложнейшую задачу по разминированию Суэцкого залива после арабо-израильской войны. Уже во время современной России корабли именно Черноморского флота решали задачи по переброске десантников в Сербию во время агрессии войск НАТО на Югославию. Позже в августе 2008-го, благодаря успешной атаке малого ракетного корабля «Мираж», когда был потоплен грузинский ракетный катер, Черноморский флот стал единственным флотом России, имеющим реальный боевой опыт. Сегодня нашим гражданским судам угрожает пиратство, так  в августе 2009 г. сторожевой корабль «Ладный» ЧФ РФ успешно выполнил операцию по освобождению экипажа судна «Arctic Sea».


Сегодняшние реалии таковы, что Украина фактически не имеет флота, уничтожив практически все корабли, доставшиеся ей после раздела советского флота. Россия в этом смысле тоже не далеко ушла, не введя в строй ни одного современного корабля первого и второго рангов на Черноморском флоте. Такое положение дел обусловлено экономической слабостью России и, в особенности, Украины. Обе страны допустили потерю производительных мощностей, разорвав кооперацию ведущих конструкторских, производственных и промышленных предприятий. Флот является очень дорогим родом войск, требующим огромных финансовых ресурсов. Недаром, есть крылатое выражение «Чтобы разорить небольшую страну, подарите ей крейсер».  Для возрождения Черноморского флота необходима консолидация усилий всех институтов государства, а прежде всего политических, экономических и дипломатических. Политическая воля руководства была продемонстрирована президентом России Медведевым в Харькове в апреле 2010-го, позже министр обороны Сердюков, выступая 9 июня на заседании Совета федерации по обороне и безопасности, заявил о необходимости оснащения Черноморского флота новой военно-морской техникой и вооружением. В новом бюджете уже предусмотрены средства на строительство и модернизацию кораблей. Российские политики вместе с дипломатами совместными усилиями решают со своими украинскими коллегами вопросы, касающиеся деятельности военно-морской базы и жизни моряков-черноморцев на территории Украины и, конечно, в ближайшее время будут заключены все необходимые соглашения, обеспечивающие правовое поле необходимое для полноценного функционирования всего флота. Многие проблемы остаются нерешенными, но уже сегодня можно с уверенностью говорить, что будущее флота не туманно – возрождение флота началось!

bdk-morpehi-2.jpg
 Самая крупная десантная операция современного Российского флота проведена в августе 1999, когда 5 БДК Черноморского флота доставили российский контингент в Югославию — за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек. 12 августа 2008 года два БДК — «Ямал» и «Саратов» под прикрытием малого противолодочного корабля «Суздалец» высадили десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМФ Грузии. По завершении данной операции БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября.

Таким образом, Черноморский флот в действительности является самым воюющим  флотом России и, судя по всему, останется таковым и в будущем. В этом нет ничего странного, стоит лишь приоткрыть страницы его истории, сплошь овеянные славой.  Большинство самых блестящих и выдающихся морских побед России были одержаны именно Черноморским флотом. Это и Корфу, и Афонское сражение, и бриг «Меркурий», и Чесма, и Синоп, и многие другие. Одним словом, и прошлое и настоящее говорит о том, что Россия нуждается в сильном современном флоте, способном защитить южные рубежи и обеспечить геополитическое равновесие на юге страны. Справедливости ради стоит отметить и множество трагических страниц в истории Черноморского флота, но в большинстве своем они были связаны с эпохальными событиями в масштабах страны, таких как слабость России во время Крымской войны, гражданской войной после революции 1917-го года, слабостью командования во время Великой Отечественной войны и наконец, роковым разделом флота бывшими республиками Советского Союза. Все это позволяет еще раз убедиться в том, что расцвет флота приходился на периоды когда Украина и Россия были вместе. Только вместе наши страны представляли собой грозную самостоятельную силу, с которой считался весь мир.

Попробуем разобраться более конкретно, каким будет Черноморский флот через пять и десять лет, какие корабли мы увидим на военно-морском параде в июле 2015 года? Будет ли это по-прежнему флотилия старинных кораблей Советского Союза или же перед нами предстанет современный боеспособный флот России 21-го века?
В первую очередь, нужно понять какие задачи будут стоять перед новым флотом в ближайшие 10-20 лет, как их видит руководство страны и это во многом поможет понять происходящее сегодня и спрогнозировать то, какими кораблями и вооружениями будет пополняться ЧФ. 
В начале октября, в рамках реформы вооруженных сил, началась работа по включению ЧФ в Южный военный округ, с целью создания в Причерноморье объединенного командования сухопутными, морскими и воздушными силами и средствами. Тогда же в Ростове-на-Дону прошла выездная Коллегия Министерства обороны Российской Федерации, где министр обороны РФ обозначил основные задачи, стоящие перед вооруженными силами нового округа: противодействие террористической угрозе, осуществление мероприятий по сдерживанию Грузии от развязывания агрессии в отношении Абхазии и Южной Осетии. Ранее высшее военно-морсоке командование страны обозначило как одну из основных задач ЧФ борьбу с пиратством у побережья Африки, особо подчеркнув при этом, что Средиземноморье так же входит в зону ответственности ЧФ. Изменилась подчиненность Военно-морских сил. Теперь вместо единого командования ВМФ флоты переходят в оперативное подчинение командующим военных округов. Командующему Южным  военным округом будет подчиняться Черноморский флот.

На основе этого, можно сделать вывод о характере задач, которые предстоит решать ЧФ в ближайшее десятилетие:  поддержка сухопутных операций в Причерноморье, охрана внутренних территориальных вод, охрана морских коммуникаций в ближней и дальней морских и океанских зонах, выполнение дипломатических миссий. Это можно расшифровать следующим образом: будет сформировано ядро флота из небольших (недорогих) ракетонесущих кораблей (москитный флот), способных прикрыть внутренние воды и районы базирования, а так же небольшие десантные операции. Для дальних одиночных походов в «средиземку» и к Африке нужны несколько кораблей 1-2 рангов. Для формирования поисково-ударной тактической группировки способной противодействовать крупным корабельным соединениям противника, нужны универсальные корабли 1-2 рангов (преимущественно 2-го ранга), способные так же обеспечить прикрытие десантных операций и решать противолодочные задачи. Очевидно, что руководство России не планирует строить флот, способный противостоять шестому флоту США, хозяйничающему в Средиземном море. Для того чтобы развернуть там постоянное боевое дежурство нужны колоссальные ресурсы, которыми наша страна в настоящее время не располагает. С экономической точки зрения, с учетом нынешних темпов роста ВВП, можно предположить, что Россия сможет приступить к строительству такого большого океанского  флота не ранее 40-50-х годов этого века. Здесь невольно возникают ассоциации и соблазн мерить возможности будущего флота мерками советского океанского флота в период расцвета его мощи, когда количество именно боевых кораблей ЧФ достигало 200 (!) единиц. Но стоит сразу принять во внимание, что современные корабли проектируются уже для совсем другой войны. Так же как ушли в прошлое танковые клинья из тысяч машин, так же поменялась концепция морского боя.  Благодаря технологическим и информационным достижениям оперативное пространство суши, воздуха, космоса, моря над водой и под водой стали единой ареной противостояния, где главными факторами победы становятся информированность, оперативность, скрытность, скоординированные действия всех родов войск. На первый план выходит возможность проецирования силы в удаленных районах с минимальным временем переброски и в условиях отсутствия инфраструктуры. Кроме того неотъемлемой частью боевых действий стало влияние на умы личного состава противника и населения, находящегося на его территории. Российские военные начали осваивать понятие «сетецентричных войн», которое предполагает децентрализованное, но слаженное использование всех – военных и невоенных средств для подавления противника на заданной территории. Если во времена Холодной войны расчетным временем жизни корабля в бою было несколько минут в зависимости от класса, то при современном уровне развития вооружений боевой единице отводится буквально пара минут. Соответственно корабль без поддержки других родов и видов войск, прежде всего космических,  береговой обороны и военно-воздушных, не является значимой боевой единицей в современной войне и в бою ему отводится несколько минут жизни на время подлета противокорабельных ракет противника. Для достижения необходимой боевой устойчивости кораблей необходимо обеспечить развертывание «слоеного торта» в виде подводных, надводных, воздушных, космических и береговых сил, действующих по принципу единого комплекса. Как показывает опыт последних десятилетий, данной концепции лучше всего отвечают авианосные соединения, основу которых составляют крупные авианесущие корабли, усиленные кораблями охранения и подводными лодками.
Как уже было сказано выше, Россия в ближайшие 30-40 лет не будет иметь возможности для создания подобного флота. Поэтому можно сделать вывод о том, что на этот период корабельный состав Черноморского флота будет формироваться по образу средних в военном отношении стран, таких как Испания и Турция. Это значит, что основой флота станут преимущественно фрегаты, корветы, подводные лодки, а так же один или два универсальных десантных корабля (УДК). Что касается десантных кораблей, то скорее всего их функции будут перекладываться на УДК. Возможно, что в ближайшие 10 лет в Черном море появится только один УДК, которого будет не достаточно для выполнения задач морского десанта и поэтому он будет дополнен большими десантными кораблями. Далее мы рассмотрим как эти выводы подтверждаются текущими планами командования по формированию корабельного состава ЧФ. 
Из различных источников, официальных и неофициальных поступает самая разная информация о планах обновления корабельного состава Черноморского флота. Зачастую сообщения противоречат друг другу, а информация по конкретным решениям в заявлениях официальных лиц постоянно меняется. На сегодняшний день известно, что министерство обороны отказалось от покупки и модернизации украинского крейсера проекта 1164 «Адмирал Лобов», находящегося в Николаевском заводе. С первого взгляда это решение кажется достаточно опрометчивым. Ведь корабль столь удачного проекта, находящийся в высокой степени готовности и обладающий очень серьезным вооружением мог бы значительно усилить Черноморский флот. Но все становится на свои места, если учесть то какие задачи будут стоять перед флотом и экономическую сторону вопроса, которая стала важным фактором принятия решений. Сегодня перед черноморцами не стоит задача противостояния авианесущим соединениям американцев, а именно для этого проектировались эти корабли. Для того чтобы гонять пиратов и прикрывать десанты нужны небольшие универсальные корабли. Достройка и содержание крейсера проекта становятся экономически не рациональными, если учесть, что задачи, для которых создавался крейсер сегодня не актуальны (проектировался в конце 70-х годов), а на необходимые средства можно построить три современных корвета, которые так необходимы для выполнения текущих задач. Но периодически в СМИ просачиваются заявления в стиле «российская сторона не исключает»  или «рассматривает» возможность покупки ракетного крейсера. Скорее всего, данные заявления связаны с попытками инициировать совместные с Украиной проекты с целью экономического и политического сближения двух стран.
Теперь, что касается УДК, то попробуем оценить возможность их появления в Черном море под Андреевским флагом. Запланирован ввод в строй 4 однотипных УДК класса «Мистраль», причем, по заявлениям командования, первый корабль войдет в состав Тихоокеанского флота. Отсюда можно сделать вывод о том, что при принятии решения о базировании учитывается степень политической напряженности в районе оперативного простора флота и соответствия уровня мобильности вооруженных сил географии региона. Курильские острова с этой точки зрения являются слабым местом, где не развернуты необходимые для их прикрытия силы. С точки зрения командования УДК позволит решить задачу оперативной переброски сил в нужное место, выполнять функции базы снабжения в районах удаленных от места базирования, обеспечения управления группировкой и госпитализации.
22350-model.jpgРис. Предполагаемый вид фрегата пр. 22350. Именно с них начнется строительство нового океанского флота России, как в свое время с БПК пр. 61 началась эра окенского флота СССР.

22350_korpus.jpg
Рис. Для Черномосркого флота уже строится новейший фрегат проекта 22350 "Адмирал Касатонов" (на фото корпус "Адмирал Горшков").
Другим нашим регионом, вокруг которого складывается не менее простая, но более завуалированная политическая напряженность является анклав Калининградской области. По политическим причинам наша страна не может наращивать военную группировку в области, несмотря на объективную угрозу, исходящую на данном направлении от сил НАТО. Эта проблема в значительной степени упрощается при наличии УДК. Но размещение такого корабля в Балтийском море осложнит политические процессы сближения с европейскими «партнерами», особенно с его меньшими представителями географически близким к нам, поэтому имеет смысл разместить его в ближайших местах базирования, где есть необходимое количество боеспособных кораблей прикрытия – на Северном флоте. Здесь не просто так ставится условие боеспособности кораблей, т.к. например, на ЧФ в дальних походах могут участвовать только два корабля крейсер «Москва» и сторожевик «Ладный». Кроме того, в главной базе ЧФ – Севастополе очень остро стоит проблема противовоздушной обороны. По известным причинам там невозможно развернуть ни одного комплекса ПВО типа С-300, которые бы обеспечили прикрытие основного места базирования с воздуха. Также, слабым местом является отсутствие полноценного авиакрыла морской авиации ЧФ. В настоящее время на единственном в Крыму аэродроме морской штурмовой авиации в Гвардейском базируется всего порядка 20 штурмовиков СУ-24. Т.е. полностью отсутствуют самолеты дальней ракетоносной авиации и противолодочные самолеты. Кроме того, есть риск появления сложностей с согласованием базирования УДК в Севастопольской бухте, т.к. существующий договор не предусматривает наличие в Севастополе кораблей такого класса. А ему  также необходимо создать соответствующую инфраструктуру на берегу. Создание такой инфраструктуры в Новороссийске на сегодняшний день совершенно не решенный вопрос, т.к. практически вся Цемесская бухта занята крупнейшим портом, хозяйство которого уже сегодня нуждается в расширении. Кроме того, природные условия Новороссийска будут способствовать повышенному износу моторесурса кораблей.  Таким образом, можно сделать вывод о крайне низкой вероятности прихода российского УДК в Черное море на постоянное базирование в ближайшие 10 лет. Значит можно прогнозировать приход новых десантных кораблей по мере выбытия из строя существующих пяти БДК. При этом, на наш взгляд, 5-6 БДК является оптимальным числом кораблей данного класса для Черноморского ТВД исходя из операций последних десятилетий с участием БДК (Югославия в 1998 и Грузия в 2008) и исходя из прогнозируемого числа кораблей прикрытия, а так же нынешней численности состава частей морской пехоты.
21631_korrekted.jpg
Рис. Уже строятся малые ракетные корабли проекта 21631 типа "Град Свияжск", которые составять основу "Москитного флота" России на Черном море. 
Теперь обратимся к вопросу, который тревожит всех, кому не безразлична судьба отечественного кораблестроения – почему было принято решение о закупке УДК за рубежом? С точки зрения здравого смысла, стране, которая строит лучшие в мире атомные подводные лодки вполне по силам создание простого с технологической точки зрения судна, как вертолетоносец класса «Мистраль». Здесь снова на передний план выходит проблема дефицита производительных мощностей. На Российских верфях элементарно нет свободных стапелей и производственных возможностей заложить в приемлемые сроки подобные корабли. Аналогичный самостоятельный проект грозит обернуться жутким долгостроем. С этой точки зрения решение о покупке целого корабля за рубежом и переносе мировых технологий судостроения (верфи в в Сен-Назере принадлежат корейской компании STX – одной из мировых лидеров) к нам с целью создания новых высокотехнологичных верфей в Санкт-Петербурге, выглядит вполне разумной. Россия сегодня находится в условиях страшного дефицита ресурсов, необходимых для быстрой постройки кораблей такого класса. Таким же путем пошли Китай и Индия, которые воспроизводят у себя лучшие производства мира. К тому же надо учитывать, что сегодня важной геополитической задачей России является реализация проектов морских газопроводов в Европу, что на фоне наличия у Евросоюза такого собственного проекта – «Nabooko», требует поддержки ведущих стран Старого света. В особенности это относится к проекту «Южный поток» - прямого конкурента «Nabooko». Решение проблемы трудоустройства французских рабочих на верфи в Сент-Назаре даст возможность рассчитывать на поддержку «Южного потока» Парижем, имеющим далеко не последнее слово внутри бурлящего Евросоюза. История учит нас, что любовь Парижа к России полностью зависит от приносимой этой любовью прибыли французским буржуа. Кроме того, Россия надеется с помощью совместных проектов в военной сфере сломать стереотип русской «азиатской» угрозы «цивилизованной» Европе и получить более широкий доступ к западным технологиям.      
В общем виде, проанализировав текущее положение дел с закладкой кораблей для ВМФ и заявления командования можно обрисовать размытую картину примерно следующего плана:    Черноморский флот планируется со временем пополнить фрегатом проекта 22350 "Адмирал Касатонов" (заложен в "Северной верфи" в ноябре 2009 года), дизельной подлодкой проекта 677 "Севастополь" (планируется сдача к 2013-му), малым ракетным кораблем проекта 21631типа «Буян» (заложен в конце 2010 года), корветом проекта 20380 «Проворный» (планируется заложить в 2011 году) и сторожевыми кораблями пр. 11356М типа «Тальвар» (запланировано 4 шт.).
11356_na_hodu.jpg
Рис. Сторожевые корабли проекта 11356 типа "Тальвар" усилят Черноморский флот уже к 2015 году.
Российское Министерство обороны приступило к реализации госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, по которой военное ведомство получит на реализацию всех своих амбиций 19 триллионов рублей. Для российского флота до 2020 года планируется закупить сто надводных и подводных кораблей, включая 20 нестратегических подводных лодок, восемь стратегических АПЛ, 35 корветов и 15 фрегатов. На ЧФ запланировано 5 фрегатов  пр. 22350  и 3 корвета 20380. И еще 2-3 подлодки пр. 677 [1]. Масштабность задач и объемы финансирования дают надежду на то, что в России изменится подход к реализации программ вооружения и перевооружения, которые до сих пор реализовывались в лучших традициях распиливания. На сегодняшний день ясно одно, что в 2015 году на рейде Севастополя будут видны истинные перспективы России вновь стать великой морской державой.

Итак, по имеющимсмя на сегодня данным из официальных и не официальных источников, можно спрогнозировать следующий корабельный состав Черномосркого флота на 2015 год:

№ 

Класс 

Проект 

Название 

 1  РКР  пр. 1164  "Москва"
 2  ФР  пр. 22350  "Адмирал Касатонов"
 3  ФР  пр. 11356М  "Адмирал Григорович"
 4  ФР  пр. 11356М  "Адмирал Эссен"
 5  ФР  пр. 11356М  "Адмирал Макаров"
 6  КРВ  пр. 20385  "Проворный"
 7  КРВ  пр. 20385   (имя не изв.)
 8  СКР  пр. 1135М  "Пытливый"
 9  РКВП  пр. 1239  "Бора" (будет на грани списания)
 10  РКВП  пр. 1239  "Самум"
 11-12  МРК  пр. 21631  (имя не изв.)
 13-17  РКА  пр. 12411/12421  
 18-21  МПК  пр. 1124М  (Малые противолодочные корабли)
 22-25  МТЩ/БТЩ  (Тральщики)  
 26-29  ДЭПЛ  пр. 877В/06363  
 30-36  БДК  пр. 775/775М/1171/11711  
 37-40  РЗК  (Разведывательный корабль)  
 41-45  ПРДКА  (противодиверсионный катер)  

11356m-adm-essen.jpg
Изготовление корпусных секций СКР(Фрегат) "Адмирал Эссен" пр. 11356М. ПСЗ "Янтарь", Калининград.

11356-adm-grigorovich.jpg
Сборка корпуса СКР (Фрегат) "Адмирал Григорович" пр. 11356М. ПСЗ "Янтарь", Калининград.
sekcii-20385.jpg
Секции пр. 20385 для Черноморского флота, заказ №1005. Предположительно корвет "Проворный".

Соловьев Михаил

1. Две военных пятилетки -Lenta.RU. (http://lenta.ru/articles/2011/02/25/prog/)

Теги: обновление ЧФ, Черноморский флот Просмотров 6591
Нравится

Комментарии  

 
# Михаил Соловьев 30.01.2012 22:18
Появилась ориентировочная информация об именах второй тройки 11356М для ЧФ России:
4. "Адмирал Корнилов".
5. "Адмирал Истомин".
6. "Адмирал Бутаков".
 

Зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии.



ГОУ Дом пионеров и школьников Севастополец
Издательство Гангут
Корабли на параде
МОО Вече
ЦДБ им. А. Гайдара
www.41-45.su
Книга Памяти Украины
«Независимое Телевидение Севастополя»
ГРАФСКАЯ ПРИСТАНЬ
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования