Мемориал Братское кладбище (статья 1990-го года)
В рамках проекта по восстановлению Братского кладбища в Севастополе, мы продолжаем публиковать материалы по истории этого уникального памятника всероссийского масштаба. В данной статье приводится вступительная часть к информационно-методическому пособию для членов Общества охраны памятников истории и культуры, изданного в 1990 году Е.В. Веникеевым. В этой небольшой книжечке приведена ценнейшая информация о состоянии надгробий по состоянию на 1990-й год, а также описание заслуг и биографии многих похороненных героев первой обороны Севастополя.
Как видно по представленным современным фотографиям, многие памятники сегодня находятся на грани исчезновения. У нас есть возможность спасти их, поэтому мы призываем всех, кому не безразлична судьба уникального мемориального комплекса, принять участие в проекте восстановления Братского кладбища.
Мемориал Братское кладбище
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна!
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов.
Они и под землей отвагой прежней дышат...
Боюсь мои стопы покой их возмутят.
И мнится, все они шаги живого слышат,
Но лишь молитвенно молчат.
Счастливцы! Высшею пылали вы любовью.
Тут, что ни мавзолей, ни подпись - все боец
И рядом улеглись, своей залиты кровью
И дед со внуком, и отец
Из каменных гробов их голос вечно слышен
Им внуков поучать навеки суждено
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно...
А.Фет. Братское кладбище в Севастополе. 1887.
Более 130 лет назад, 18 марта 1856г. (3десь и далее до 1918г. даты даны по старому стилю.) в Париже был заключен мирный договор, прекративший Крымскую (Восточную) войну, основным событием которой была героическая оборона Севастополя против объединенных армий Англии, Франции, Турции и итальянского королевства Сардинии, продолжавшаяся 349 дней.
Парижский конгресс 1856 года. А.Бланшар. 1902 год
После скончания войны началось сооружение памятников, призванных увековечить память о защитниках города. Главным из всего комплекса является огромное мемориальное сооружение, известное под названием Братского кладбища, на котором похоронено около 40-50 тыс. человек. Полностью завершенное к началу XX в., оно было задумано и выполнено, как основной монумент обороны, как памятник известным и безымянным воинам, погибшим на бастионах города и на полях сражений.
Будучи в 1970-1972гг. главным инженером проекта реставрации Братского кладбища, я занимался в различных библиотеках и архивах изысканием материалов, относящихся к проектированию и строительству этого мемориального комплекса.
Меня удивило почти полное отсутствие литературы по этому предмету. Учитывая огромное значение и уникальность мемориального комплекса, я пожелал хотя бы отчасти восполнить недостаток сведений о нем. Еще одной побудительной причиной является желание сохранить существующие тексты эпитафий. В настоящее время они исчезают с удивительной быстротой, так как многие высечены в непрочных материалах: мраморовидном известняке, крымбальском камне и песчанике (Материал памятников определен геологом В.И.Арестовым). Многие эпитафии, легко читавшиеся в 1971г., сейчас поддаются прочтению с трудом или частично.
Выражаю глубокую благодарность за оказанную помощь капитану 1-го ранга Дмитриеву В.А.
17 декабря 1856г. в распоряжения, изданном по Морскому министерству, было сказано: "Некоторые войска, бывшие в составе Крымской армии, в память павших в Крыму товарищей, изъявили желание привести кладбище на Северной стороне Севастополя в более устроенное состояние и собрали для этого небольшую сумму." В связи с этим и морякам, "…потерявшим значительное число товарищей при славной защите Севастополя", предлагалось устроить в своей среде сбор средств для благоустройства кладбища и сооружения храма-памятника погибшим.
"Приношения с означением имен жертвователей" надлежало посылать в Николаев контр-адмиралу Г.И.Бутакову, известному своим участием в обороне Севастополя в качестве командира знаменитого пароходо-фрегата "Владимир". Мысль о сооружении памятника была встречена с энтузиазмом. Уже 5 сентября 1857г. был заложен храм святого Николая по проекту архитектора А.А. Авдеева.
Известный в свое время писатель А.Н.Муравьев в 1859г. писал: "Я устремился на высоту к одному из сих исполинских кладбищ, над коим теперь созидается погребальная церковь, благочестивым усердием одного из подвижников осады, который перешел последним плавучий мост в день отступления. "' "Подвижником осады", последним перешедшим плавучий мост в восемь часов утра 28 августа 1855 г., был генерал А.П. Хрущев, который, видимо, и пожертвовал крупную сумму на строительство храма.
Сооружение и благоустройство всего мемориального комплекса неразрывно связано с именем архитектора Авдеева Алексея Александровича. Он родился в 1819г., сын помещика Тульской губернии. До 1851г. проектировал и строил здание обсерватории Московского университета, в этой же году отправился за границу, где знакомился с художественными памятниками Германии, Франции и Италии. Авдеев не был чужд литературе. Свои путевые впечатления он описывал на страницах "Московских ведомостей" в издаваемом профессором П.М. Леонтьевым сборнике "Пропилеи". Заграничное путешествие продолжалось два года, а в 1853г. Авдеев отправляется на Таманский полуостров, где с увлечением зарисовывает памятники античности, открытые при раскопках.
Пирамидальный храм Св.Николая на Братском кладбище. |
После Крымской войны он разрабатывает проект храма св. Николая, утвержденный в 1857г., и сам строит его. Он является также автором и строителем часовни на могиле М.Д. Горчакова, главнокомандующего Крымской армией, ограждения кладбища.
Кроме того, Авдеев проектирует и строит часовню на Инкерманских высотах, в память смотра русской армии, произведенном императором Александром II после оставления центральной части города. Часовня была закончена в 1886г., уже после его смерти (не сохранилась). Он же является автором Владимирского собора в Севастополе и Покровской церкви в Ореанде.
В 1871г. Авдеев стал членом Академии художеств. Звание было присвоено ему за всю предыдущую творческую деятельность "без требования от него исполнения особой программы". Умер в 1885г.
Храм был полностью окончен в 1870г. Памятник расположен на вершине холма, занятого кладбищем, на высоте 65 м над уровнем моря. Вершина холма возвышается над подножием на 43 м, "Лоция Черного моря" (Ленинград, 1927г.) утверждает, что "горизонт" храма - 25 миль.
Он представляет собой массивную каменную пирамиду размером в плане 20,5 на 20,5 и высотой около 27 м. На вершине установлен гигантский гранитный крест высотой 6,8 м. При строительстве применялись облицовочные плиты из порфира, добытого на горе Кастель на Южном берегу Крыма.
Наружные грани пирамиды облицованы досками из черного мрамора, на которых высечены наименования воинских частей, принимавших участие в обороне Севастополя, время участия и число потерь. Внутри помещается церковь св. Николая в византийском стиле. На внутренних стенах храма также находятся мраморные доски, на которых значатся имена генералов, штаб- и обер-офицеров, павших в Севастополе. Во дворе, на площадке обращенной к бухте, было поставлено семь трофейных орудий.
Живопись внутри храма выполнена художниками Васильевым М.Н., Карнеевым А.Е. и Литовченко А.Д.
Во всех дореволюционных изданиях, описывающих Братское кладбище, вместо Литовченко назван Марков А.Т., но ни в одном из документов, относящихся к строительству церкви св. Николая, Марков не упоминается, зато всюду встречается фамилия Литовченко.
Марков Алексей Тарасович (1802-1878) был в основном историческим живописцем и, кроме того, принимал участие в украшении многих храмов. Однако, среди его работ (Исаакиевский собор, Благовещенская и Введенская церкви в Ленинграде, храм Христа Спасителя в Москве и др.) нигде не значится церковь в Севастополе. Что же касается Литовченко, то "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона в статье, посвященной ему, прямо говорит: "Из работ Л. по части религиозной живописи заслуживают внимания образа, написанные для церкви св. Николая на Севастопольском военном кладбище."
Он родился в 1835г. в Кременчуге, в очень бедной семье, но с детства проявлял большие художественные способности и непреодолимое стремление к живописи. Около 1854г. Литовченко отправляется в Перербург. Ему удалось поступить учеником в Академию Художеств, где он обучался вместе с И.Н. Крамским.
За время учебы в Академии Литовченко четыре раза награждался серебряными и один раз золотой медалями за успехи в рисовании и живописи. Однако, большой золотой медали ему получить не удалось, несмотря на то, что он дважды участвовал в конкурсах на ее соискание (в 1860 и 1862 гг.). Наконец, в 1863г. Литовченко и другие художники, недовольные темами, обязательными для получения этой награды, покинули Академию, довольствуясь званием художника второй степени, и организовали так называемую Санкт-Петербургскую артель художников. Однако, через пять лет, в 1868г. Литовченко был избран академиком за картину "Сокольничий". С этого времени начинается его деятельность в качестве преподавателя в Академии, совмещаемая, с творческой работой. С 1878г. и до конца своей .жизни Литовченко является активным членом Товарищества передвижных выставок.
В своем творчестве он тяготел, в основном, к историческим сюжетам (лучшими его картинами считаются "Иван Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею" и "Царь Алексей Михайлович у гроба митрополита Филиппа"), а так же к портретной живописи.
Кроме росписи, церкви св. Николая в Севастополе им написаны семь стенных картин в храме Христа Спасителя в Москве. Он умер в 1890г.
Уже в начале нашего века отношение к творчеству Литовченко сильно изменилось. Художественный критик А. Новицкий писал, что он "…нисколько не воскресил перед нами нашей истории, а только изобразил красивые цветистые костюмы."
Что именно написал Литовченко в Николаевской церкви?
Если считать, что им написано все то, что приписывается Маркову, то он разработал следующие сюжеты: воскрешение мертвых (над входом), видение Изекиля (в нише над мраморными досками) и пророк Иона (в другой нише).
Значительно большее участие в работах на Братском кладбище принимали М.Н. Васильев и А.Е. Карнеев.
Васильев Михаил Николаевич родился в Орловской губернии, в маленьком городе Волхове в 1826г. (по другим сведениям в 1830). Сначала он учился в Москве - в училище живописи, ваяния и зодчества (1848-1850гг.), а впоследствии в Петербургской Академии Художеств, где был учеником А.Т.Маркова. В отличие от А.Д.Литовченко ему удалось по окончании курса в 1858г. получить большую золотую медаль, звание классного художника и отправиться за границу за счет Академии (1859г.). Путешествие было длительным и плодотворным. М.Н.Васильев посетил Германию Францию, Англию.
Побывав в 1862г. на всемирной выставке в Лондоне, он прервал свое путешествие, чтобы первый раз приехать в Севастополь для работы над росписью часовни на могиле князя М.Д. Горчакова. Из Севастополя он поехал в Константинополь, Афон и Италию.
Всюду Васильев изучает выдающиеся произведения искусства, отдавая предпочтение церковной живописи, которая стала ого специальностью. В Риме Васильев подготовил картины, заказанные ему для храма св. Николая, которые и на писал по возвращении.
После окончания этой работы он вернулся в Петербург, где стал в 1869г. академиком и занялся преподаванием в художественных классах Академии, а в 1884г. ему было дано звание профессора исторической живописи Академии - высшая официальная награда художнику в царской России.
Он расписывал русскую церковь при посольстве в Париже, Житомирский собор, Рижский собор, храм Христа Спасителя в Москве и др. В церкви св. Николая на Братском кладбище М.Н. Васильевым написаны: запрестольный образ воскресения Христова, лик спасителя в куполе, восемь ангелов в куполе, четыре евангелиста в медальонах парусов купола и девять небольших икон.
Кроме того, как уже сказано выше, М.Н.Васильеву принадлежит живопись в маленькой часовне, построенной на могиле князя Горчакова по проекту А.А. Авдеева. Живопись сохранилась до сих пор, но очень повреждена. М.Н. Васильев умер 2 октября 1900г.
Третьим автором росписи храма является Карнеев Аким Егорович. Он родился 24 января 1833г. в селе Сашкино, Тарусского уезда Калужской губернии, в семье крепостного крестьянина. В приходском училище обратил на себя внимание способностями к рисованию и с помощью местного управляющего палатой Государственных имуществ был определен в Московское Строгановское училище. После окончания его, пользуясь покровительством графа П.А. Киселева, бывшего в то время министром Государственных имуществ, был освобожден от крепостной зависимости и получил возможность поступить в Петербургскую Академию Художеств (1853г.), где и проучился около восьми лет, будучи, как и М.Н. Васильев, учеником А.Т. Маркова и ежегодно получая медали.
После окончания Академии А.Е. Карнеев отправился в 1861г. за границу в качестве пенсионера, где провёл около пяти лет, посетив Францию, Англию и Италию. В Риме им написана картина "Неравный брак" (1866г.), которая принесла ему известность и доставила звание академика.
Прямо из Рима А.Е. Карнёев отправился в Крым. С 1867 по 1869г. он по поручению А.А. Авдеева работал над росписью храма св. Николая.
В храме им были написаны: вход в Иерусалим, воскресение дочери Каира, тайная Вечеря, поцелуй Иуды, распятие, четыре группы апостолов, Христос Эммануил и Христос, как великого совета ангел. Карнеев принимал также участие в росписи Владимирского (Адмиралтейского) собора в Севастополе .
С 1869г. он стал постоянным жителем Севастополя, где организовал в 1882г. художественную школу для подготовки способных молодых людей к поступлению в Академию Художеств. Умер в 1897г. в Севастополе.
В списке сюжетов, разработанных М.Н. Васильевым, А.Е. Карнеевым и А.Д. Дитовченко в храме, нет образа Христа, помещенного над входом с наружной стороны. Кто автор этой картины? Проведенное исследование, со значительной степенью вероятности, позволяет предположить, что это известный художник Бруни Федор Антонович (1799-1875). В архивах сохранились документы, говорящие о том, что "внешний образ из мозаики" был пожертвован храму лично Александром II и что в январе 1858г. Ф.А. Бруни уже писал для него картину.
Федор Антонович Бруни (Фиделе Ддованни) родился в Милане в 1799г., в 1808г. его родители эмигрировали в Россию. Ф.А. Бруни изучал живопись в Академии Художеств, после ее окончания подолгу жил в Италии, где в 1840г. окончил огромную картину "Воздвижение Моисеем медного змея в пустыне", принесшую ему большой успех. Ф.А.Бруни работал в Исаакиевском соборе, был хранителем картинной галереи Эрмитажа и ректором Академии Художеств по отделам живописи, ваяния и мозаики (до 1871г.).
Имеются сведения, что в работах по мрамору принимал участие итальянский подданный Винценте Бонани - профессор скульптуры в Карраре. Это имя известно в истории архитектуры Крыма. В мастерской Бонани были изготовлены мраморные львы - копии скульптур Кановы, для дворца князя М.С. Воронцова в Алупке.
К сожалению живопись в храме просуществовала недолго. Уже в 1886г. император Александр III, посетив Братское кладбище, нашел ее в таком плохом состоянии из-за сырости в храме, что приказал заменять все фрески смальтовой мозаикой.
Эту работу, по картонам художника М.Н. Протопопова, выполнила мастерская Сильвиати в Венеции. Реставрацией храма руководил инженер-полковник Я.П. Семенов.
В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы, причем, утраченные части мозаики заменяются живописью. Мозаичные изображения очень пострадали. Полностью уничтожены: евангелисты в парусах купола, апостолы и пророк Иона. Не сохранились и девять небольших икон, написанных М.Н. Васильевым. От изображения Спасителя Эммануила и Христа, как ангела великого совета, - остались только некоторые детали. Более чем наполовину уничтожены: въезд в Иерусалим, тайная Вечеря, распятие, лобзание Иуды и воскресение дочери Наира.
Параллельно строительству храма производилось благоустройство кладбища и сооружались памятники на братских и индивидуальных могилах. Одновременно здесь продолжали хоронить по особому разрешению правительства участников обороны Севастополя. Подобные захоронения продолжались вплоть до 1912 г. В 70-х гг. прошлого века начинает прочно забываться первоначальное название кладбища - "Петро-павловское" и оно становится "Братским". Существует мнение, что это название предложено Э.И. Тотлебеным, но скорее всего, в данном случае неофициальное название заменило официальное, а последнее забылось.
АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ ЛИТОВЧЕНКО |
Большинство индивидуальных памятников сооружено за счет родственников и сослуживцев похороненных, памятники на братских могилах проектировались и выполнялись за счет правительства. К 1870 г. установлено 32 индивидуальных памятника. В том же году Симферопольской инженерной дистанцией было разработано 19 проектов памятников на братских могилах и проект подъездной дороги от восточного входа к церкви св. Николая. Дорога и 34 надгробья на братских могилах были сооружены в 1870-1875гг.
Авторы большинства монументов неизвестны. Исключения составляют: памятник-часовня на могиле М.Д. Горчакова, построенный по проекту и под наблюдением архитектора А.А. Авдеева в 60-х гг. (автор живописи - профессор М.Н. Васильев), памятник офицерам и нижним чинам Волынского полка, выполненный по проекту архитектора А.Г. Гронвальда, победившего на конкурсе, объявленном Академией Художеств и склеп-памятник графу Тотлебену Э.И., бывшему начальником инженеров Севастопольского гарнизона. Проект выполнен в 1888г., памятник открыт в 1890г. и построен за счет правительства. Автор проекта - академик А. Карбоньер.
Памятник контр-адмиралу М.Н. Кумани выполнен мастерской А. Тузини в Одессе по проекту архитектора Б.А. Рожнова, кроме того, на памятнике вице-адмиралу М.Д. Новикову имеется надпись: "Мастерская Л. Менционе в Одессе", говорящая о месте сооружения, но, к сожалению, не содержит фамилии автора.
Вот и все сведения, которыми мы располагаем на сегодняшний день об именах авторов проектов и строителей. Самым известным из всех памятников на кладбище является, бесспорно, памятник генералу С.А. Хрулеву, как по причине его выгодного расположения (сразу после входа в главные ворота), так и из-за широкой известности этого генерала. Памятник сооружен в 70-х гг. на средства, собранные по подписке, проводившейся по всей стране.
Сбором средств и сооружением монумента распоряжался генерал-майор Михаил Григорьевич Черняев (1828-1898). Известно, что памятник был заказан и выполнен в Италии скульптором К.К. Годебским.
Материалом для сооружения большинства индивидуальных памятников послужили мраморовидные известняки, гранит, диорит, различные сорта мрамора. Надгробья на братских могилах выполнены из местных известняков сарматского яруса различных карьеров. Значительная часть надгробий выполнена из так называемого "крымбальского камня". Эта порода представляет собой известняк серого цвета с крупными порами, заполненными кальцитом, обладает значительной прочностью и легко подвергается обработке.
Вплоть до начата XХ века продолжалось благоустройство кладбища. Первым делом было, конечно, построено ограждение (автором проекта является А.А. Авдеев, о чем говорит и стиль, в котором сооружена ограда - предвратные башни являются уменьшенной копией церкви св. Николая), с двумя входами, на площадках у которых стояли орудия времен Крымской войны и два дома для ветеранов, обслуживающих кладбище (у главного входа).
В 1870-1875гг. произведено озеленение кладбища, причем высаживались деревья, доставленные из Никитского ботанического сада и Одесского питомника. Ассортимент пород весьма разнообразен, в том числе был высажен можжевельник древовидный - ценное реликтовое растение.
В старом путеводителе по Крыму озеленение кладбища описывается следующим образом: "...кладбище прекрасно содержится, утопая в зелени густо разросшихся деревьев. Кипарис, каштан, сирень, белая и желтая акация, миндаль, туя и клумбы цветов приветливо встречают посетителя, обвеянного грустными воспоминаниями прошлого."
Для полива зеленых насаждений соорудили водопровод. В 1895 г. выполнен проект дома священника, который и был вскоре построен.
Ежегодно, 29 августа, в храме св. Николая служилась панихида в память погибших в Крымской войне. На эту церемонию стекалось множество верующих из Севастополя и других городов.
За северной оградой Братского кладбища находится другое, гражданское, где хоронили родственников лиц, похороненных на Братском кладбище и священников перкви св. Николая.
В 1904—1905гг. в Севастополе к пятидесятилетию Обороны проводились больше работы по созданию и реставрации памятников Крымской войны. Однако, к этому времени закончилось полное благоустройство всего комплекса Братского кладбища и реконструктивные мероприятия там не производились.
В 1910т. произведен текущий ремонт памятников и Озеленения.
Выше было упомянуто, что на Братском кладбище похоронено около 40-50 тысяч человек (более крупные цифры, обычно приводимые в путеводителях, - преувеличены). Подавляющее большинство из них - так называемые "нижние чины" - солдаты и матросы, похороненные в братских могилах. Имена их установить невозможно. Но сохранилось (в 1972г.) 128 индивидуальных могил, в которых покоятся генералы, обер- и штаб-офицеры, юнкера. Не на всех памятниках можно прочесть эпитафии, однако еще читаются 149 имен, не считая перезахороненных с других кладбищ.
Некоторые надписи потрясают своим лаконическим пафосом, например: "Здесь покоится прах Деонисия Толузакова, убитого на 5 бастионе 29 марта 1855 года на 16-ом году от роду"!
Кто эти люди?
Большинству посетителей кладбища знакомы имена С.А. Хрулева, Э.И. Тотлебена, М.Д. Горчакова и, может быть, штабс-капитана Юлиана Островского. Имена остальных никому ничего не говорят. Это понятно - взгляд истории останавливается только на командующих армиями или лицах, занимающих ответственные посты. Имена остальных теряются в архивных документах и в воспоминаниях современников.
Смотрите также
А ведь все, или почти все из них были личности героические. Сейчас трудно представить себе, какое впечатление производила на современников оборона Севастополя.
К теме Севастопольской обороны обращались знаменитые поэты (Н.А. Некрасов, А.Н. Майков, А.А. Фет, А.Н. Апухтин), писатели (Л.Н. Толстой, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.И. Добролюбов, Н.П. Огарев, А.Ф. Писемский, К.М. Станюкович и в каше время С.Н. Сергеев-Ценский), участников войны изображали известные художники (В.Ф. Тимм, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, И.К. Айвазовский).
Более 130 лет прошло после этих событий, но тем важнее воскресить подробности жизни и смерти героев Севастополя. Мы попробуем это сделать, описывая памятники Братского кладбища.
Во время обмеров и инвентаризации памятников, произведенной Севастопольским филиалом Гипрограда в 1970-1971 гг. была принята следующая система их нумерации. Кладбище было условно разделено на две части: "левую" и "правую" относительно центральной аллеи. Памятники, расположенные в обеих частях, имеют независимую друг от друга нумерацию, начинающуюся с единицы.
В обмерных и реставрационных чертежах они обозначены следующим образом: Л-1, 1-2, Л-3 и так далее (левая часть) и П-1, П-2, П-3 и так далее (правая часть). Номера, без буквенных индексов, написаны на памятниках.
« Сохраним Братское кладбище защитников Севастополя! [видео] | Патриотический субботник на Братском кладбище Севастополя » |
---|