Юбилей легенды. Борис Пожарский - первый исполнитель "Легендарного Севастополя".
Эта песня, написанная композитором Вано Мурадели и поэтом Петром Градовым, в репертуаре Ансамбля песни и пляски Черноморского флота была уже несколько лет, но исключительно в хоровом исполнении. Тогда художественный руководитель этого флотского творческого коллектива Борис Боголепов тщетно искал солиста, пока однажды не услышал, как во время репетиции распевается Борис Пожарский. Услышал и понял, что отныне гимн города-героя зазвучит по-новому, сильно, неистово, до мурашек по коже!
Без малого тридцать пять лет в припеве «Легендарного Севастополя» солировал самородок из небольшого села Ярышев Могилев-Подольского района, что в Винницкой области, который не имея никакого музыкального образования, своим талантом покорит Великобританию и Грецию, Италию и Португалию, Францию и Чехословакию, Германию и Болгарию... Его голос звучит и сегодня. В День Победы из динамиков репродукторов, установленных по городскому кольцу, в исполнении Ансамбля песни и пляски раздаются поразительные по мощи музыка и слова «Легендарного Севастополя». С момента записи этой песни прошло уже более полувека, но в этом хоре отчетливо слышны соло Пожарского и его виртуозный вокализ. Сам того не подозревая, Боголепов тогда вписал имя нового солиста ансамбля в историю города и флота, сделав его, по сути, первым исполнителем гимна черноморской твердыни, города, ставшего гордостью русских моряков, города, который прославили в боях его защитники.
... Борис Пожарский не мог и представить, насколько круто измениться его судьба, не пойди он однажды на концерт, который давал Ансамбль песни и пляски Черноморского флота в курортной Ялте, куда в середине пятидесятых годов из Белоруссии переехала жить его семья. Чтобы как-то свести концы с концами, он подрабатывал грузчиком, но чувствовал, что может и должен петь на большой сцене. Благо после работы занимался в местной художественной самодеятельности. На концерт флотского коллектива он пошел не праздным зрителем. После того, как смолкли аплодисменты, молодой человек направился за кулисы и попросил, чтобы его прослушали. Через месяц он был уже в Севастополе, а через четыре дня разучивал слова песни Петра Градова. Правда, тому еще предшествовал небольшой экзамен. Была у народного артиста УССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР подполковника Бориса Боголепова традиция принимать в коллектив новых солистов через... бескозырку. Имеются вокальные данные? Неплохо. Хорошо танцуешь? Замечательно! А вот будет ли тебе к лицу этот матросский головной убор - большой вопрос. Сегодня об этом Пожарский вспоминает с улыбкой, а тогда пока его со всех сторон осматривал Борис Валентинович, как говорится, семь потов сошло. Даже на войне не так страшно было, как в те решающие минуты.
Война. В 1944 году семнадцатилетним мальчишкой он сбежал из дома на фронт. Вместе с наступающими войсками Пожарский освобождал Украину,
Молдавию и Белоруссию, в конце февраля 1945-го под Будапештом был контужен. Его чуть живого, погребенного землей от взрыва пехотинцы извлекли из артиллерийской воронки и отправили в госпиталь. После излечения направлен подальше от передовой - в железнодорожные войска. Победу Пожарский встретил в Чехословакии.
Сегодня о тех событиях ему напоминают орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Германией»... Он был сыном полка и тепло вспоминает о том, как заботились и оберегали его бойцы, делились с ним последним. А еще памятны гастроли Ансамбля песни и пляски Черноморского флота в послевоенной мирной Чехословакии. Какой прием и овации устроили ему в одном из старейших чехословацких городов Оломоуце, когда узнали о том, что Пожарский был среди тех, кто освобождал его от немецко-фашистских захватчиков. Нетрудно представить, на каком душевном и эмоциональном подъеме он тогда исполнил «Легендарный Севастополь»!
Рассказывает ветеран Ансамбля песни и пляски ЧФ Григорий Михайлович Игудин: «Песня Вано Мурадели и Петра Градова для меня неразрывно связана с именем Пожарского. До сих пор никто не может исполнить ее так, как в свое время пел Борис Дмитриевич, который обладал редкими вокальными данными. Природа подарила ему драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах. Его пение выражало самые сильные драматические ситуации. Ему были подвластны и оперные партии. Достаточно вспомнить, как он исполнял арию Альфреда Жермона из «Травиаты» или Манрико из «Трубадура» или Отелло из одноименной оперы Джузеппе Верди. А как он пел итальянскую песню Рудольфо Фальво «Скажите девушки подружке вашей»?! Зрители буквально сходили с ума».
- Борис Пожарский - человек-легенда. Для всех нас он, прошедший Великую Отечественную войну, являлся примером. В его репертуаре было более трехсот произведений. Очень мощно, на мой взгляд, он исполнял песню «Ехал я из Берлина», которая, кстати, была записана во время наших гастролей в Германии. Тогда же одна из немецких газет c восторгом писала: «Этот военный коллектив взял город без единого выстрела!» - говорит солист ансамбля, заслуженный артист УССР Александр Степаненко, - Вспоминаю и первые гастроли флотского ансамбля в Великобританию, которые состоялись в 1965 году. Из этой поездки Борис Дмитриевич привез коллекцию пластинок итальянского оперного певца Марио Дель Монако. Он был его кумиром, и Пожарский подражал ему даже в одежде: стал носить соломенную шляпу и тонкие усы. Судьбе было угодно, чтобы они однажды встретились. Сегодня Борис Дмитриевич с гордостью показывает автограф великого итальянского тенора.
А итальянцы потом назовут его русским Марио. Пожарский, как и Монако, стремился извлекать из гортани звуки огромной силы и стального блеска. И представьте, у него это получалось!
Он принципиально не признавал звукоусиливающей аппаратуры и практически не пользовался микрофоном. Да он ему был ни к чему!.. Недавно мы просматривали кинопленки, которые Борис Дмитриевич отснял на камеру во время гастрольных поездок. В кадре из окна автобуса - дороги, дороги, дороги... Философские съемки, есть о чем поразмышлять, согласитесь.
«О Борисе Пожарском вспоминают в нашем ансамбле исключительно как об искреннем, отзывчивом и очень тактичном человеке. Даже если он кому-нибудь делал замечание, то словно извиняясь, - продолжает заслуженный артист Украины Юрий Слонченко. - И, безусловно, в биографии Ансамбля песни и пляски Черноморского флота он оставил очень яркий и запоминающийся след. К сожалению, Борис Дмитриевич не имеет почетных званий, но у него есть имя и песня, сделавшая его и ставшая сама легендой».
2 мая Борису Пожарскому исполнится 85 лет. Сегодня он болеет и не может петь, но говорит, что поет в душе. Уважаемый Борис Дмитриевич, давайте вместе:
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков...
С юбилеем вас и с наступающим Днем Победы! Это наш общий праздник!
Дмитрий Макаров