Ирина Соловьева: «Ленинград-Питер и Севастополь – это единый город единой страны»
В последнее время в средствах массовой информации постоянно звучит тема взаимоотношений между Россией и Украиной, справедливости решения о базировании Черноморского флота РФ в Севастополе, да и статуса Севастополя как украинского города как такового. К сожалению, разговоры эти иногда доходят до крайностей, до абсурдных и обидных заявлений, которые лишь компрометируют наши народы. Читать, видеть и слышать такое очень грустно, особенно если взглянуть на нынешние дрязги, помня о героическом и трагическом общем прошлом наших стран. К счастью, жизнь постоянно «подкидывает» нам, запутавшимся, факты, которые просветляют взгляд, очищают разум от навязанных чужих мнений. Письмо, пришедшее в редакцию нашего журнала из далекого Санкт-Петербурга, как раз из таких бесспорных и бескомпромиссных доказательств бессмысленности дискуссий о разделении и отдалении наших стран.
Приятно осознавать, что жители нашего города знают и читают журнал «Севастополь. Неизвестные страницы», но вдвойне приятно, когда отклики на нашу работу приходит из других городов. Признаться, мы привыкли к широкой географии жизненных дорог героев материалов, к необыкновенному сплетению городов, стран и судеб. Но письмо петербурженки Ирины Дмитриевны Соловьевой, рассказывающей о своих родных, не могло не удивить нас подтверждением неразрывной связи между городами и странами, которую невозможно разрушить ни политикам, ни лже-историкам.
Ирина Дмитриевна пишет, что первым петербуржцем-севастопольцем в их семье был ее дед, Константин Дмитриевич Синицын (1885-1944 гг.). Выходец из крестьян Пензенской губернии, он окончил Ленинградскую военно-морскую академию в 1924 году и был назначен начальником технической части разведгидроаэроэскадрилии Балтийского флота. В 1928 году он направлен в Севастополь старшим инженером II ранга в тяжелую гидроавиаэскадрилию, которая базировалась в Голландии. Здесь он прожил с женой и сыном до начала 30-х годов, когда был вынужден вернуться в Ленинград. В семье Ирины Дмитриевны бережно хранится фотография, где сын Дмитрий вместе с отцом запечатлены на фоне нашего города.
Война трагически разделила семью Синицыных. После эвакуации из Ленинграда Константин Дмитриевич обучал техсостав летных частей эксплуатации самолетов в г. Купино,
а его сын Дмитрий, отец Ирины Дмитриевны, в 17 лет был призван в армию радистом. Курск, Орел, Днепр, Букримский плацдарм, Киев. После тяжелого ранения и реабилитации молодого бойца направили в Минск, он воевал за Польшу, страны Балтики. Демобилизовался Дмитрий Константинович в 1947 году, окончил Ленинградский институт точной механики и оптики и еще целых 35 лет проработал инженером на кораблях ВМФ. Служба заводила его в разные порты, часто бывал в Феодосии и Севастополе. Так, уже состоявшимся человеком, он возвращался в город своего детства, Севастополь.
Война связала с нашим городом двоюродного дедушку Ирины Дмитриевны, Николая Николаевича Острикова. В первых числах июля 1941 года проживавшего в Москве инженера-электрика отправили на фронт в порты Севастополя и Балаклавы. Он выполнял свои обязанности с первых и до последних дней обороны Севастополя. Когда бои перешли в уличные, принимал в них участие, был ранен и эвакуирован на одном из последних кораблей, отходивших из разрушенного города. В море немцы разбили корабль. Ирина Дмитриевна с гордостью отмечает, что ее дедушка, рискуя своей жизнью, отдал спасательный круг женщине, а сам пытался выжить, цепляясь за плавающие осколки затонувшего корабля. Николай Николаевич чудом остался жив, лечился и служил до окончания войны в г. Поти.
Судьба распорядилась так, что и у мужа Ирины Дмитриевны, Юрия Николаевича, связь с Севастополем не менее глубокая. Николай Яковлевич Соловьев, отец Юрия Николаевича, в момент начала войны оканчивал первый курс Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова. С продвижением немцев к Севастополю, курсантов направили в школу командного состава морской пехоты в Ростов, в затем вернули в Севастополь. Николай Яковлевич командовал взводом морских пехотинцев. В историю обороны нашего города вошел бой, когда красноармейцы под командованием Н.Я. Соловьева, находясь на втором этаже здания, сутки отбивались от немцев, которые засели на первом этаже, забрасывая врагов гранатами. В боях Николай Яковлевич был тяжело ранен и вывезен из города. Память о смелом командире хранится в нашем городе в музее Академии им. Нахимова в альбоме выпускников 1938-1941 гг.
Ирина Николаевна, искусствовед, сотрудник Древнерусского отдела Русского музея, и сама стала частью истории нашего города, участвуя в раскопках Херсонеса. Семья Синициных-Соловьевых трепетно относятся к семейной памяти. В конце 70-х они приезжали в Севастополь, побывали во многих памятных местах, связанных с обороной и освобождением нашего города.
Скрепленная войной и верной службой своему отечеству связь семьи Ирины Николаевны с нашим городом показывает, что для истинных патриотов, для высоконравственных и великодушных людей нет и не может быть границ между Россией и Украиной, между Севастополем и Санкт-Петербургом. Наши страны связывает слишком много героических и трагических событий, чтобы сегодня делить пропитанную кровью бойцов землю по политическим или этническим границам.
В этом уверена и Ирина Николаевна: «По мере того, как расспрашивала родителей, рассматривала семейные документы, пришло осознание того, что Ленинград – Питер и Севастополь – это единый город единой страны. Петербург готовил и готовит строителей флота, кадры для Военно-морских сил страны, Севастополь же – форпост российский на южных границах, с радостью принимает северных гостей. Так заложено Петром Великим, продолжено его дочерью Елизаветой и завершено Екатериной II».
Источник: Новый Севастополь
« Черноморский Флот настоящее и будущее | Севастополь и Санкт-Петербург - города-побратимы. Города славы Русского Флота » |
---|