Музей истории Черноморского флота – центр воспитательной работы Дома пионеров и школьников «Севастополец»
Особенно важна она в настоящее время, когда утрачены многие нравственные ориентиры, снижается уровень духовной культуры общества, утрачивается интерес к истории страны (и возникает непонимание ее закономерностей), обостряются противоречия между поколениями. Являясь значительной частью образовательного процесса, музейная педагогика реализует изначально присущие музею функции - быть ХРАНИТЕЛЕМ и ТРАНСЛЯТОРОМ ценностного потенциала, сконцентрированного в музейных предметах. Его главные задачи – обучающая, развивающая и воспитательная – рассматриваются через предметно-пространственную среду. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие:
- способность побуждать интерес к познавательному процессу через музей и его коллекции;
- воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры.
Смотрите также
- в художественной студии, знакомясь с биографиями и произведениями художников-маринистов, рисуют море и корабли, участвуют в выставках работ «Юные маринисты»;
- хореографические и танцевальные коллективы в свои постановочные программы обязательно включают морские танцы;
- обучающиеся объединения «Информатика» создают исследовательские проекты к памятным датам морской истории;
- в спортивных объединениях обучающиеся знакомятся с элементами морского многоборья;
- вокальные студии включают в свой репертуар песни о море и моряках.
В каждом новом учебном году работа музея строится с учетом юбилейных дат и событий в истории Черноморского флота. По каждой из них проводятся соответствующие мероприятия: конференции, круглые столы, тематические вечера, встречи с ветеранами Черноморского флота, с потомками знаменитых черноморцев. К участию в этих мероприятиях привлекаются не только воспитанники Дома пионеров, но и школьники округа, воспитанники клубов юных моряков, кадетские классы и др. Информация о них доводится до сведения учащихся через местные средства информации и по электронной почте. Подобного рода викторины стимулируют самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации.
Дни воинской славы России. Дни воинской славы России – играют огромную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Задача проведения таких мероприятий - привлечение внимания детей к ярким героическим страницам в истории нашей страны. На этой основе развивается чувство гордости за ратные подвиги наших предков, формируются потребности к углубленному изучению истории.
Традиционно в нашем музее отмечаются пять Дней воинской славы России, два из которых связаны с историей Черноморского флота - «Победа эскадры ЧФ под командованием Ф.Ф. Ушакова у мыса Тендра, 1790г.» и «Победа эскадры Черноморского флота под командованием адмирала П.С.Нахимова в Синопском сражении в 1853г.».
Основной задачей конференций является ознакомление школьников с наиболее героическими страницами нашей истории и пробуждение в них интереса к исследовательской работе: желание заглянуть в книги и справочники, полистать подшивку «Морского сборника», сделать из собранного материала свои выводы и затем представить их всем участникам конференции.
Круглые столы. Это мероприятия, проводимые в форме обсуждения какой-либо интересной темы или проблемы. Грамотная организация такого мероприятия позволяет участникам овладеть культурой ведения диалога, умением аргументировано отстаивать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Музейное обучение выводит ребенка за пределы школы. Расширение образовательного пространства путем проведения уроков истории в музейных залах, погружение в мир изучаемого предмета – эффективные формы и методы работы с детьми.
Уроки проводятся по заявкам в соответствии с программой школы по истории, географии и литературе. При проведении уроков истории в полной мере используются предметы, находящиеся в экспозиции. Тот факт, что предмет является свидетелем исторических событий, вызывает у детей особый интерес и оказывает сильное эмоциональное воздействие.
Таким образом, эффективно реализуется интеграция основного и дополнительного образования.
Встречи с ветеранами ВОВ КЧФ. Выступления на таких встречах моряков, награжденных боевыми орденами и медалями в годы ВОВ, вызывают у детей безусловное уважение. Их рассказы о своих боевых товарищах, совсем юных в те годы, воспитывают чувство сопереживания и гордости за старшее поколение. Такие встречи необходимы не только детям, но и самим ветеранам. Быть нужными и полезными, а самое главное, не забытыми, крайне важно для них. В этом осуществляется и социально-реабилитационная функция музея.
Смотрите также
Экскурсия – одна из основных форм работы военно-исторического музея образовательного учреждения, позволяющая эффективнее проводить патриотическое воспитание подрастающего поколения, растить из него верных защитников Отечества, свято сохраняющих лучшие исторические традиции народа.
Осуществляя связь времен, музей дает возможность сделать своими союзниками в воспитательном процессе легендарных российских флотоводцев. Их бескорыстное служение Отечеству, чувство долга и их блистательные победы вызывают уважение у подрастающего поколения.
Проводимые в музее экскурсии способствуют формированию уважения к российской истории, помогают школьникам понять проблемы и реалии современного мира, осознать необходимость патриотического служения Отечеству.
В музее проводятся как обзорные, так и тематические экскурсии.
При сохранении традиционных форм работы (экспозиция, выставки, работа с фондами) музей должен стать информационным и досуговым центром сегодняшнего дня, в новых образовательных ситуациях, в которых множество граней для взаимодействия. В последнее время многие музеи переходят на новые, интерактивные формы взаимодействия, включая ролевые игры. Тематические ролевые игры, театрализации обогащают словарь специфическими музейными (в данном случае, морскими) и историческими терминами, способствуют лучшему усвоению нового материала. Поэтому идеи создания в музее матросского кубрика или другого фрагмента военного корабля, где посетители смогут примерить бескозырку и тельняшку, покрутить штурвал и почувствовать себя почти моряками, давно созрели и почти оформились в проекты. Эти нововведения требуют обновления и модернизации оборудования музея и при появлении возможности финансирования эти проекты будут оперативно реализованы без расширения площадей и нарушения экспозиции.
Русакова О.А., Гончарова Ю.Н. – методисты ГОУ Дом пионеров и школьников «Севастополец»
« Четверть века на плаву! |
---|